Организация розничного магазина по продаже шин и дисков
Бизнес по продаже автомобильных шин и дисков был и остается прибыльным предприятием. Несмотря на сложности открытия и высокую конкуренцию в этой отрасли, каждый год открывается несколько сотен новых предприятий, связанных с розничными продажами шин и дисков.
Объясняется это рядом причин:
— высокий спрос: шины необходимы каждому автомобилисту, причем большинству — в двух комплектах;
— высокие наценки на товар в розничных продажах;
— возможность организовать реализацию любым способом, в том числе без открытия физического магазина.
Но есть и недостатки:
— высокая конкуренция во всех регионах;
— Скажем, стартовый капитал открытия шинного магазина в интернете составит не менее 500 тыс. руб., львиную долю которых заберет реклама. Без затрат на нее сайт просто затеряется среди сотен конкурентов. «Физический» магазин обойдется в 2-3 раза дороже, но и прибыльность его значительно выше, чем среднего интернет-магазина (не беря в расчет крупных сетевых интернет-ритейлеров).
Преимущества классического магазина по продаже шин и дисков
Магазин может быть классическим, с торговой площадью для презентации товара и складом для его хранения, или виртуальным, существующим только в интернете. Крупные сетевые ритейлеры совмещают обе разновидности, охватывая и «реальную», и виртуальную клиентуру. Остальным, как правило, на начальном этапе приходится выбирать.
Среди основных преимуществ классического магазина шин и дисков можно выделить:
— локализацию там, где отсутствует или ослаблена конкуренция;
— возможность увидеть и «пощупать» товар, значимая для 60% покупателей;
— привлечение покупателей квалифицированным менеджером по продажам;
— более высокую репутацию в сравнении с интернет-магазином.
Оборудование для магазина
Преимущество магазина шин и дисков в сравнении с другими автомагазинами в плане оборудования и внутренней логистики в том, что функции торгового зала и склада легко совмещаются в одном помещении. Основное оборудование — специальные стеллажи для шин и дисков. Если площадь магазина велика, можно приобрести «стеллаж-остров» для наиболее популярных или акционных товаров.
Хранение шин требует поддержания оптимального температурного режима: причем, летние шины хуже переносят низкую температуру, а зимние — высокую. Оптимальный режим, удовлетворяющий оба типа колес, — 15-20 градусов. Особое внимание к зимнему времени, прежде всего, если у «теплолюбивых» менеджеров есть возможность «прибавить» отопление: при 25 и более градусах зимняя резина хранится значительно хуже.
Резина требовательна и к другим физическим параметрам: влажности, освещению, отсутствию контакта с растворителями и маслами. В летнее время резину нельзя размещать близко к окнам, даже если хочется привлечь посетителей красиво оформленной витриной. Прямые солнечные лучи могут разрушить резину. По той же причине не стоит хранить шины в непосредственной близости от источников искусственного света. Вредит резине и воздействие озона, поэтому нельзя использовать в магазине флуоресцентные лампы.
Еще одно важное требование к хранению резины — свободное размещение. Не стоит в пик сезона забивать стеллажи шинами плотнее, чем это возможно. Повышенное давление колес друг на друга приводит к деформации резины. Продать такие шины потом будет проблематично.
Формирование ассортимента
Основные проблемы открытия классического магазина шин и дисков связаны с высокими стартовыми затратами на закупку ассортимента. Причем именно первый закупочный этап покажет начинающему предпринимателю, угадал он с выбором ниши для бизнеса или нет. Закупка ассортимента для шинного магазина составляет порядка 70% стартового бюджета.
Шины различаются размерами, и заказывать всего по чуть-чуть чревато тем, что ходовых товаров постоянно не будет в наличии, зато склад будет забит покрышками редких типоразмеров. Прежде чем формировать ассортимент магазина, необходимо изучить автопарк в пределах локации. Для этого можно не заказывать специальное маркетинговое исследование, а просто проехать вечером по дворам и автостоянкам района, отмечая наиболее популярные модели автомобилей, изучить сайты с объявлениями о продаже авто. Типоразмеры для конкретных моделей можно легко подобрать по каталогам в интернете.
В большинстве регионов в числе наиболее популярных будут шины для автомобилей отечественного производства (Lada Granta, Kalina, Priora), а также иномарок среднего класса (VW Polo, Chevrolet Aveo, Kia Cerato, Hyundai Solaris, Mitsubishi Lancer, Skoda Octavia и т.д.).
Перспективно при планировании ассортимента автошин и дисков рассортировать модели по нескольким цветовым «зонам»: например, зеленая — высокая частота встречаемости модели, желтая — средняя, красная — низкая. В зависимости от зоны ассортимент будет включать большее или меньшее количество позиций по каждому артикулу. Для небольшого магазина держать в наличии товары из «красной» зоны — непозволительная роскошь.
При выборе производителей и моделей шин стоит делать упор на средний сегмент. Наибольшей популярностью пользуется резина розничной стоимостью 2000 — 3000 руб./шт. от известных производителей: бюджетные модели Pirelli, Bridgestone, Nokian и других известных брендов. Из малоизвестных европейских брендов сетевые ритейлеры автошин отмечают рост популярности резины Tigar (Сербия).
С учетом существенного роста в 2015 году цен на иностранную авторезину увеличилась доля на рынке отечественных шин Cordiant (и одного из ее дочерних брендов Tunga) и Кама Евро, немного подтянулась продукция ярославского Contyre и кировского КШЗ. А вот некогда популярные шины Amtel, принадлежащие российскому направлению Pirelli, в последние годы сдают позиции, неизменно показывая невысокие результаты и в исследованиях ведущих российских автомобильных печатных изданий.
Есть некоторый спрос и на недорогую продукцию азиатских производителей, с каждым годом завоевывающих все большую долю российского рынка: Nankang, Maxxis (Тайвань), Achilles (Индонезия).
На рынке легкосплавных дисков наибольшей популярностью пользуется продукция брендов среднего класса: КиК (Россия), N2O (Китай), LS (Тайвань, для российского рынка делаются на отечественных заводах), Yamato (Тайвань, сделаны по японским технологиям), ASA (Южная Корея, производятся по официальной лицензии BBS).
Продукция элитных брендов (Speedline, MOMO, BBS, Enkei и др.) реализуется преимущественно официальными представителями. Из-за большого количества подделок спрос на дорогостоящие диски у «неофициалов» низкий.
Размеры ассортимента зависят от габаритов торгового помещения и финансовых возможностей предпринимателя. Для небольшого магазина начальная закупка может начинаться с 600 позиций, 150 комплектов резины. Из них не менее 70% (100-110 комплектов) должны представлять популярные типоразмеры наиболее покупаемых брендов. В остальные 20-30% можно включить резину менее частотных размеров, например, для внедорожников и кроссоверов (VW Tiguan, Hyundai IX35, Opel Mokka и т.д.).
Есть смысл закупать в небольшом количестве продукцию менее известных, но перспективных брендов (например, того же сербского Tigar, имеющего хорошую прессу) в целях «прощупывания» рынка. Тем более, поставщики этой продукции, более других заинтересованные в продвижении на рынок, достаточно лояльны к минимальным объемам закупок и ценообразованию.
От величины закупочной партии зависят цены поставщиков. Чем больше ценник — тем большую скидку дистрибьютор готов предложить. Но чем больше партия, тем больше затраты на транспортировку и тем труднее будет реализация всей партии. Не рассчитав своих возможностей, можно оказаться в убытках. Например, в конце летнего сезона, когда склад необходимо заполнять зимними шинами, место может быть занято остатками. Далеко не все поставщики с легкостью заберут нераспроданные шины обратно: придется сбывать продукцию покупателям по сниженным ценам. В результате общая прибыль окажется значительно меньше ожидавшихся выгод или вообще сведется к нулю.
Магазин шин как дополнительное направление
Создание шинного магазина — серьезное мероприятие, требующее на начальном этапе не менее 1,5-2 млн. рублей на закупку оборудования и ассортимента, аренду помещения. Для начинающего предпринимателя с ограниченным бюджетом классический вариант шинного бизнеса — не лучший выбор. Гораздо лучше это достаточно прибыльное направление подходит для предпринимателя, уже имеющего доходный функционирующий автомобильный бизнес. В этом случае одним из маркетинговых ходов может быть привлечение клиентов бонусами за счет смежного бизнеса. Причем, как шинный магазин может предоставлять бонусы для основного направления, так и наоборот.
Бонусами от наличия собственного шинного магазина часто пользуются крупные автодилеры, которые могут предложить своим клиентам пакет зимней резины при покупке автомобиля по сниженной цене или даже бесплатно. Если розничное шинное направление открывает владелец автосервиса с шиномонтажом, привлечь клиентов в магазин можно предложением бесплатной сезонной «переобувки». Действенность этого маркетингового хода давно отработана многими предпринимателями. Аналогично и владелец автомойки может мотивировать покупателей резины в своем магазине сертификатом на одну бесплатную мойку (или даже несколько моек при покупке дорогой резины или резины на дисках). Любой из этих способов выгоден для клиента и минимален по себестоимости для предпринимателя.
Шинный бизнес — один из самых доходных в автомобильной сфере, и, несмотря на высокую конкуренцию, все еще можно занять на этом рынке свое место. Однако, каждая деталь, начиная с локации магазина и заканчивая бонусами, которые может предложить потребителю магазин шин (минимально теряя на этом), могут оказаться значимыми для итоговой доходности бизнеса.
Источник: Zaptrader.ru