Телемаркетинг в продажах автозапчастей: эффективность аутсорсинга
В самом общем виде телемаркетинг — это продвижение услуг и товаров по телефону, «холодными» звонками. Этот способ использует огромное количество компаний в самых различных сферах бизнеса в том числе и по продаже автозапчастей. Свое существование он полностью оправдывает, демонстрируя высокие результаты в привлечении клиентов. Использование телемаркетинга в оптовой продаже автозапчастей предполагает два возможных пути: создание собственного отдела телефонных продаж или сотрудничество со специализированным колл-центром по договору аутсорсинга.
Многие преимущества аутсорсинга в телемаркетинге очевидны:
1. Нет необходимости организовывать собственный отдел продаж;
2. Уменьшение численности персонала;
3. Снижение затрат; это особенно актуально для столичных регионов — вместо местного работника с большой зарплатой можно договориться с call-центром из региона с меньшими средними зарплатами;
4. Гарантии качества в соответствии с договором.
Но не все так просто, и, выбирая аутсорсинг, полностью избавиться от проблем работы отдела продаж не получится. Выбор между передачей функций отдела продаж сторонней компании и собственной структурой далеко не однозначен. Прежде чем сделать выбор в пользу аутсорсинга, стоит обратить внимание на некоторые моменты.
Использовать аутсорсинг экономически выгодно. Это один из главных мотивов привлечения стороннего колл-центра. По многим параметрам это верно:
— расширение географического охвата торговой зоны;
— снижение издержек на содержание персонала;
— большая эффективность удаленного сотрудника.
Но всегда стоит помнить, что подготовить проект сотрудничества, довести и согласовать его с подрядчиком, а затем контролировать исполнение — это дополнительная трата времени и денег. По статистике американских специалистов (а в США аутсорсинг в сфере телемаркетинга развит на порядок лучше отечественного), более 60% проектов оказываются в процессе реализации на порядок дороже изначальных планов. Тем не менее, даже в таком случае аутсорсинг остается более выгодным решением, чем создание собственного отдела продаж.
Важный вопрос: качество работы и контроль эффективности, и именно от его решения зависит продуктивность аутсорсинга. Многие аутсорсеры не предоставляют услуги дополнительного обучения персонала — вы предоставляете техническую документацию по проекту, операторы изучают и работают только по ней. Причина проста: на серьезное обучение требуется время, которое выгоднее потратить на работу сотрудников по другим проектам.
Но для продаж автозапчастей и сопутствующих товаров это большой минус. В результате такого сотрудничества заказчик получает операторов, которые слабо владеют «матчастью». Это чревато тем, что многие вопросы будут регулярно уточняться у представителей заказчика, что ухудшает общую эффективность работы.
Выбор аутсорсинга для отдела продаж запчастей — экономически выгодное решение, но требует серьезной работы над проектом:
— не стоит торопиться с долгосрочными контрактами, какие бы выгоды не сулил аутсорсер, — достаточно заключить кратковременный пилотный проект, чтобы убедиться в эффективности подрядчика;
— при работе на длительную перспективу жестко следить за исполнением всех пунктов договора, предусматривать штрафы за неэффективную работу;
— выбирать аутсорсера, который позволяет представителям заказчика участвовать в обучении и отборе группы операторов;
— при резком снижении эффективности требовать замены непроизводительных операторов;
— регулярно сверять объемы зафиксированных звонков, выяснять причины отстранения операторов от своего проекта — лучших специалистов call-центры нередко перебрасывают подтягивать другие направления.
— при необходимости своевременно проводить дополнительное обучение операторов по проблемным пунктам.
Усиленный контроль аутсорсера позволяет добиться высоких показателей телефонных продаж запчастей оптом и роста эффективности сотрудничества. Однако нужно не забывать и о том, что метод «кнута и пряника» подразумевает дополнительное премирование и иную мотивацию как операторов, так и самого колл-центра, за превышение показателей продаж.
Только сбалансированная система сотрудничества, каждый пункт которой предусмотрен договором и контролируется на каждом этапе работы, способна дать действительно качественный результат аутсорсинга отдела телемаркетинга.